Геополитический энергоресурс, который изменит этот мир

Плохие новости для нефтепроизводителей и замечательные для остального мира: глобальная жажда черного золота почти достигла пика. Как все мы знаем, расцвет нефтяной эпохи начался в пятидесятых и с тех самых пор спрос на нефть постоянно растет за исключением некоторых спадов в 1970-х и 1980-х годаx. Но всякий тренд имеет последствия и они не заставили себя долго ждать, — уверены аналитики опрошенные Finaction.ru.

Хотя популярность нефти почти на пике, угроза черному золоту вполне реальна. Речь идет не о том «пике», который за несколько лет до этого момента широко обсуждали некоторые теоретики (в последнее время они почему-то молчат), говоря о конце роста и, наконец, уменьшении поставок. На наш взгляд, упадет скорее спрос, а не предложение. В развитых странах он уже достиг своего пика и с 2005 года уменьшается. Даже при наличии всех этих новых миллионов водителей в Пекине и Дели, две технологические революции утолят мировую жажду черного золота.

Последние капли нефти

Первую такую ​​революцию начал техасец Джордж Митчелл, который недавно ушел из жизни. Он агитировал за метод гидроразрыва для обеспечения масштабной добычи нетрадиционного газа в пластах глинистых сланцев. Этот метод, а также большое количество новооткрытых месторождений традиционного газа доказали миру резервы голубого топлива в объемах, способных обеспечить человечество уже не на 50, а на 200 лет вперед. В США, где, благодаря господину Митчеллу, добыча сланцевого газа прогрессирует, сжиженный или компримированный газ попадает в баки грузовиков, автобусов, фургонов и т.д.. Кроме того, газ может заменить нефть на кораблях, электростанциях, нефтехимических заводах, а также в отопительных системах жилых и промышленных помещений. Таким образом, несколько миллионов баррелей черного золота, используемые ежедневно, будут заменены им до 2020 года.

Растет популярность электромобилей и гибридных авто, а также транспорта, работающего на природном газе или с водородным двигателем. Это, безусловно, подкорректирует спрос на нефть. Согласно подсчетам аналитиков банка Citi, если эффективность легковых и грузовых автомобилей в смысле расхода топлива будет расти в среднем на 2,5 % за год, уменьшение спроса на нефть гарантировано. По их прогнозу, «нефтяного пика» следует ожидать уже в следующие несколько лет — на уровне менее 92 млн баррелей в день.

Разумеется, отраслевых гигантов и меа это не утешит. Они отмечают: большинству развивающихся предстоит пройти долгий путь, прежде чем они будут иметь столько автомобилей и такой километраж пробега на человека, как Соединенные Штаты.

Однако нерационально экстраполировать прошлое богатых стран на будущий бум Азии. Экологическая политика, которая за счет строгих стандартов эффективности для транспорта стремится ограничить спрос на топливо в Европе и Америке, реализуется и в развивающихся странах. Недавно Китай запустил в действие собственную программу экономичности. Если страна решительно возьмется ослаблять зависимость от импортируемой нефти и введет политику кардинального перевода транспортной системы на гибридные автомобили, спрос на нефть пострадает еще больше.

На пике

В то же время, потребление черного золота, не исключено, увеличат несколько взаимосвязанных факторов. Во-первых, Саудовская Аравия, которая контролирует 11 % нефтяного производства и имеет наибольшую резервную мощность, может снизить цены ради больших прибылей и соответственно усилить спрос. Но, кроме того, она способна сократить производство, чтобы поднять цены, и тогда спрос упадет еще больше. Во-вторых, если ограничение будет способствовать уменьшению цен на нефть, водители могут вернуться к не столь экономичным автомобилям, как это было, когда она подешевела в 1990- х. Хотя введение строгих стандартов выбросов в будущем усложнить данную ​​опцию.

Если спрос на черное золото стабилизируется, серьезные последствия не за горами. Немного улучшится экологическая ситуация, ведь газовый транспорт выбрасывает меньше двуокиси углерода, нежели работающий на бензине.

Корпоративная иерархия также изменится. Сейчас Exxon Mobil конкурирует с Apple как самая мощная в мире компания. Однако Exxon и другие нефтяные гиганты — более уязвимы , чем кажется. Опытный игрок рынка Bernstein утверждает, что стоимость добычи барреля нефти с арктических или других технологически ( или политически ) требовательных залежей, стоит сейчас $ 100. Возможно, нефть и газ до сих пор имеют достойное будущее в бизнесе, однако дело обещает стать менее прибыльной.

Ограничение спроса будет иметь, прежде всего, геополитические последствия. Нефть лежит в основе клептократии Владимира Путина. Кремлю будет сложнее навязывать стране свою волю, если главный источник его власти пошатнется. Для саудовских монархов высокие цены на нефть — это способ поддерживать баланс бюджета и оплачивать щедрые социальные программы, дабы успокоить недовольную молодежь, которая выходит на улицы с протестами. Огромные финансовые резервы могут лишь какое-то время сдерживать ее, и если нефтяные деньги станут пополнять королевскую казну менее активно, то подкупить оппозицию будет сложнее и угроза переворота станет куда более реальной. Американцы, стремящиеся к энергетической самодостаточности за счет сланцевого газа, в будущем вряд ли будут относиться к арабским союзникам столь же снисходительно, как ранее. Во времена расцвета нефтедобычи черное золото оказалось источником многих конфликтов. Возможно, эта его роль останется неизменной и в эпоху упадка…

Источник — finaction.ru, все права защищены, гиперссылка обязательна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *